
Один антракт
Музыкальный руководитель и главный дирижер НОВАТа Михаил Татарников представляет новую программу Большого симфонического концерта.
Для вас прозвучат произведения трех великих композиторов первой половины XX века - Шёнберга, Равеля и Стравинского. Каждый из них изменил музыкальный язык своего времени, сформировав уникальный облик эпохи.
В первом отделении оркестр исполнит одно из самых ярких сочинений раннего периода творчества Арнольда Шёнберга, написанное под впечатлением от одноименной поэмы Рихарда Демеля "Просветлённая ночь". Музыка рассказывает историю любви, прощения и преображения, где ночь становится символом очищения. Шёнберг еще сохраняет связь с позднеромантической традицией - сочинение пронизано романтической экспрессией, тончайшими психологическими нюансами, однако его язык уже предвещает будущее музыкального модернизма. "Просветлённая ночь" была написана в 1899 году для струнного секстета, в 1917 произведение переработано для струнного оркестра, именно в этой редакции сочинение прозвучит на концерте.
Размышление о гибели эпохи рисует хореографическая поэма для оркестра "La valse" Мориса Равеля, написанная им в 1919-1920 годах. Задуманное как дань уважения Иоганну Штраусу и венской вальсовой традиции и созданное по заказу Сергея Дягилева, произведение французского композитора кардинально переосмысляет жанр вальса как такового. Грациозность танца распадается в иронии, тревоге и хаосе. Музыка словно теряет устойчивость, и к финалу вальс превращается в нечто пугающее. Многие критики видят в нем аллегорию разрушенного мира старой Европы - торжественного, но обреченного, вместе с которым теряет равновесие и сам танец, он рушится вместе с миром, породившим его. По словам самого Равеля, это "вальс как видение, не как балет".
Фото
К сожалению, фотографий нет.