На афишу нового спектакля Новосибирского музыкального театра вынесено имя главного героя - Фома. Просто, лаконично, обнажая все возможные смыслы: Фома-неверующий, Фома-правдоборец и бунтарь, и даже через призму историй о нелепых братьях Фоме и Ерёме люди по сей день как в зеркале видят обличение и отражение собственных пороков. В чреде образов легко прочитывается основной персонаж - поэт и музыкант, художник и общественный деятель, представитель культуры андеграунда советской эпохи Юрий Шевчук, не утративший творческой самобытности и популярности и после легализации группы DDT, став в каком-то смысле собирательным образом певца российского рока в разных его ипостасях.
"Идея сделать спектакль по песням и творчеству Юрия Шевчука напросилась сама собой. История рока в нашей стране богата яркими именами и, что не менее важно, имеет множество фанатов и поклонников. Юрий Шевчук является одним из самых мощных и знаковых явлений в русском роке, хотя лично для меня его фигура выходит за рамки музыки. Для меня он талантливейший поэт, борец за правду и справедливость". Режиссёр-постановщик спектакля Филипп Разенков.
Сама идея создать подобный спектакль родилась, можно сказать, на родине Юрия Шевчука, в Уфе, где он жил с тринадцати лет и где прошёл основной этап его личностного и творческого становления. Видимо сама атмосфера города, по сей день густо наполненная духом творческого поиска и культурного противостояния, навела режиссёра-постановщика спектакля Филиппа Разенкова - главного режиссёра Башкирской оперы - на идею создания мюзикла о непростой стезе рок-музыканта, неотделимой от истории страны, жизни без которой он не мыслит: "Пусть кричат - уродина, а она нам нравится, спящая красавица".
В основе пьесы, написанной Константином Рубинским, безусловно, основные вехи жизни самого Юрия Шевчука, но сам спектакль вовсе не пересказ его биографии. Напротив, герой спектакля Фома - образ собирательный, образ обобщённый, насколько это позволяет жанр спектакля, образ поэтизированный, насколько этого требует музыкальный театр. "Это будет спектакль про нас с вами, про нашу страну, про сложное перестроечное время и, конечно про любовь и мечты молодого музыканта, его непростой, но удивительный, интересный и поучительный жизненный путь. Собственно, сама жизнь Юрия Шевчука - в его песнях, многие из которых, я уверен, широкой публике не известны". Режиссёр-постановщик спектакля Филипп Разенков.
Действие в пьесе развивается в соответствии с тремя этапами жизни главного героя. Первый этап провинциальный - от полной надежд "Актрисы-весны", через унылые реалии "Периферии" и попытки поиска альтернативы ("Хиппаны"), через неизбежное столкновение с властью и, наконец, к осознанию себя как личности - музыканта и поэта. "Я весь - скрученный нерв, моя глотка - бикфордов шнур, которая рвётся от натиска сфер, тех, что я развернул". Здесь завязывается и лирическая линия, - герой встречает свою любовь, которая получает имя благодаря песне "Здравствуй, ночь Людмила". Зарождающееся чувство символизирует одна из главных лейт-песен спектакля "Новое сердце". Но удел сильных, не изменяющих себе, - одиночество, как неизбежное резюме данного этапа пути, венчающегося омывающим "Майским дождём".
Москва эпохи перестройки - самый сложный период для Фомы. Отсюда и композиции - "Железнодорожник", с её безысходностью и мраком бесконечного пути, "Фонограмщик", клеймящая безголосую и бездарную тиражированную эстраду (актуальная, впрочем, и по сей день) и кульминационная знаменитая "Родина", тянущая жилы и рвущая душу. Впрочем "московский" эпизод не безнадёжен, он внушает надежду, герой вновь обретает любовь. А впереди прекрасный, сырой, сквозимый ветром свободы Ленинград, в котором Достоевский, Пушкин, Блок, признание, "плачущее небо под ногами", и знаменитый концерт на Дворцовой площади, где в финале спектакля как смысл и правило жизни: "Главное, быть не за догму, не за идею, а за человека, помнить, что мы люди, и красные, и белые". Это всё, что останется после меня…
В спектакле заняты: в роли Фомы - Евгений Дудник, Александр Крюков, артист театра "Красный факел" Антон Войналович; в роли Людмилы - Валентина Воронина, Анна Ставская.
Продолжительность: 2 часа 50 минут