Шостакович. Праздничная увертюра
Мусоргский. "Песни и пляски смерти", вокальный цикл (орк. Д. Шостаковича)
Брамс. Симфония № 4
"Праздничная увертюра" Дмитрия Дмитриевича Шостаковича откроет программу концерта нового абонемента оркестра, абонемента Главного - "Димитрис Ботинис приглашает".
Очень часто композиторы сочиняют музыку "по заказу", а она остаётся в памяти слушателей и в репертуаре исполнителей как замечательные и любимые произведения.
В 1954 году Шостакович был зачислен в Большой театр консультантом по музыкальным вопросам. Приближался октябрь, 37-я годовщина Великой Октябрьской Социалистической Революции. Дирекция театра попросила Дмитрия Дмитриевича написать по этому поводу что-то яркое, торжественное, краткое и соответствующее масштабу события - получалось, концертную увертюру.
Шостакович со всей серьёзностью отнёсся к заказу и приступил к работе немедленно, так как времени на сочинение ему дали… три дня.
Каждый час к композитору приходил курьер, забирал страницы и относил переписчикам театра, чтобы подготовить оркестровые партии к исполнению.
6 ноября 1954 года в Большом театре под управлением главного дирижёра Александра Мелик-Пашаева увертюра была исполнена.
"Песни и пляски Смерти" Модеста Петровича Мусоргского были написаны в тяжёлое для него время - время потерь близких людей, разлада с друзьями и одиночества.
Мусоргский был очень впечатлительным человеком, и картины Василия Верещагина, в которых изображались ужасы войны, окончательно привели композитора к мысли написать что-то подобное этим картинам. В это время он познакомился с графом Голенищевым-Кутузовым, поэтом, почётным академиком Академии наук, который написал балладу по картине Верещагина "Забытый", и план цикла для голоса в сопровождении фортепиано окончательно сложился. Автором текстов стал Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов. В окончательном варианте цикла осталось четыре песни, первые из которых Мусоргский объединил для себя под названием "Она", то есть Смерть.
Что такое смерть? Зло или благо? Этот вопрос волновал человека издавна, и Мусоргский не был исключением.
Редакцию и оркестровку цикла осуществил Дмитрий Дмитриевич Шостакович . В этом виде "Песни и пляски Смерти" впервые были исполнены в 1962 в Горьком.
В нашей программе "Песни" исполнит блистательная Полина Шамаева, солистка Московского театра "Новая Опера" имени Е.В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште, приглашённая солистка Михайловского театра и Новосибирского театра оперы и балета. Победительница и обладатель приза зрительских симпатий пятого сезона телепроекта "Большая опера" на телеканале "Культура" (2017) и лауреат премии "Онегин" в номинации "Фаворит" (2021).
Иоганнес Брамс. Четвёртая симфония
Это последняя, самая совершенная из его симфоний. Но неожиданно для автора, она такой не показалась его друзьям, и он не ждал успеха у публики. И ошибся - сразу, на премьере она была оценена по достоинству. Брамс сам дирижировал первым исполнением. Окончательно закрепился успех, когда ею дирижировал знаменитый Ганс фон Бюлов.
Возможно, симфонию не оценили друзья композитора, потому что не поняли, почему вместо традиционно мажорного завершения она заканчивается трагически?
Да, Иоганнес Брамс ушёл вперёд по сравнению с современниками, он уже представлял другую тенденцию в музыке. Это был знак времени. И если у Бетховена идея заключалась в движении "от мрака к свету", то у романтиков - наоборот. И Четвёртая симфония Брамса выражает типичную позицию позднего романтизма. Кульминацией становится трагический финал.